Популярное

Кредитный автомобиль. Как выплатить долг?
Многие владельцы автомобилей, которые купили его в кре
АвтоПрограмма для получения Евро
Облачная добыча криптовалюты - это уникальная возмож
Подборка анекдотов снова
В связи с кризисом стал очень популярным метод лечебно
Памятка сотруднику в период кризиса
ЧТО ОДЕВАТЬ? Мы советуем одеваться соответственно зар

Прогноз Stratfor на 2015 год

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Анализ 2015 стратфорд2014 был годом, в котором мир наконец вышел из чувства собственного самодовольства. Украина спровоцировала неизбежную конфронтацию России с США и Европой. Стало невозможным пренебрегать

Стратфор долго отмечал, что два из трех стержней международной системы - Европа и Китай - находятся в состоянии структурного спада, в то время как США, поддерживаемые бумом на энергоносители, удержат позицию условного господства. Как Роберт Луи Стивенсон напомнил бы нам, рано или поздно мы садимся за пир последствий. Ведь на момент, когда мы начинаем 2015 год, цена на нефть марки Брент упала более чем на половину по сравнению с тем, какой она была год назад, и сейчас зависла на отметке $ 50 за баррель.

В то время как энергетические трейдеры, политики, так же как и производители пытаются нащупать дно бочки - самую низкую точку падения мировых цен на нефть, способность мира выдержать или использовать перенасыщен рынок нефтепродуктов предоставлять очертаний многим тенденциям, которые мы предполагаем в 2015 году. Противостояние между компенсирующими производителями ОПЕК и производителями США постепенно сойдет на нет, поскольку низкие цены на нефть достигнут точки, когда рост производства в США приостановится. В то же время, основные производители ОПЕК - Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, не выявили большого интереса к уменьшению объемов собственного производства с целью повышения цен на нефть (что, фактически, субсидировало бы производителей сланцевой нефти в США), оставляя рынок нефти перенасыщеным.

Мировой энергетический климат поможет обеспечить условия для деэскалации конфликта в Украине. Россия может вытерпеть больше экономических трудностей, чем большинство стран, но серьезное сокращение доходов от энергоносителей в сочетании с санкциями трудно выдержать даже российскому президенту Владимиру Путину, во время, когда он пытается управлять все более ненадежным Кремлем. Россия удерживает энергетические рычаги над Киевом и может сдерживать замороженный конфликт в восточной Украине, чтобы склонить европейцев к ослаблению санкций. Соединенные Штаты не смягчат тон так же легко и в дальнейшем будут расширять военные связи с государствами бывшей советской периферии, хотя Вашингтон также будет осторожным в отношении возможных последствий упадка России.

Германия будет играть роль в смягчении конфликта с восточным соседом, но встретится со значительно большими проблемами на западе. Ожидается, что искусственный покой, созданный Европейским центральным банком  в течение последних двух лет используемый финансовыми рынками, завершится глубоким разочарованием. За Италией, Грецией и Испанией внимательно стоит следить, чтобы предотвратить финансовое панике, в то время как Франция и Германия будут продолжать спорить о том, как реанимировать еврозону. В конце концов сделают мало, чтобы вылечить структурные болезни, которые питают политический кризис на континенте.

В условиях разносторонних противоречий, которые остаются в Евразии, Соединенные Штаты постараются переориентироваться с периферийных проблем в странах Ближнего Востока на более центральные вопросы на европейском материке. Это будет проще сказать чем сделать. Война с исламским государством будет медленной, поскольку Вашингтон полагается на воздушные силы и постепенное наращивание местных вооруженных сил, распределенных между собой в соответствии с этнической и сектантской принадлежностью. Переговоры США с Ираном видимо не завершатся большим сближением этого года, но их рабочие отношения останутся стабильными, поскольку низкие цены на нефть поддержат принятие решения иранским правительством восстановить экономику, однако в неизбежно медленном темпе.

Из всех производителей нефти, которые оказались в тупике с обрезанными бюджетами, Венесуэла этого года имеет наибольший потенциал вылететь за борт. Финансы государства уже очень истощены и социальные беспорядки будут неизбежными, когда только правительство будет меньше возможностей финансировать импорт. Архитектура системы безопасности вокруг правительства, разработанная бывшим президентом Венесуэлы Уго Чавесом является одной из основных угроз действующего Президента Николаса Мадуро, поскольку он уравновешивал многочисленные конкурирующие фракции, в то время как правительство получило в наследство покровительство над безопасностью; Куба повторно перезагружает отношения с Соединенными Штатами.

Сейчас мы находимся в самом разгаре второй волны смещения поколений, которое началось в 2008-2009 годах с мировым финансовым кризисом, который обнаружила слабые стороны Европы и Китая, со сланцевой революцией, стремительное повышение производства энергоносителей в США и по российским военным вторжением на Кавказ, которое напомнило миру о стремлении Москвы сохранить свою буферную зону. Когда мы смотрим на то, что для нас приготовил 2015 год, то знаем, что рынки нефти перенасыщены, Европа и Китай - в состоянии стагнации, а Россия в условиях серьезных ограничений пытаться помешать Западу найти точку опоры в ключевых регионах ее периферии, в то время как остальной мир будет иметь дело с последствиями этих тенденций. Метаморфозы этой паники освещены в прогнозе, представленном ниже.

Бывший Советский Союз.Нынешняя борьба с Западом

Украинский кризис и, как результат, противостояния между Россией и Западом является результатом столкновения двух геополитических императивов: Русский императив - сохранить буферную зону в ее бывшей советской периферии, особенно в Украине, чтобы чувствовать себя в безопасности и демонстрировать свое влияние; императив Соединенных Штатов - помешать становлению гегемона в Евразии.

В 2015 году, напряженность между Западом и Россией будет продолжаться, но смягчится. Россия начала год в невыгодном положении; не существует существенного военно шага, который Россия могла бы совершить не спровоцировав большую и потенциально деструктивную реакцию Запада. Кроме того, из-за все более уязвимую экономику России, президент России Владимир Путин, при принятии любого решения направленного на защиту российских интересов на постсоветском периферии, будет вынужден принимать во внимание экономическое выживание государства, а также стабильность в Кремле. Россия, таким образом, избегать значительного военного наступления на Украину, выбрав вместо этого замороженный конфликт в восточной части государства с возможностью для самопровозглашенных территорий восстановить экономические связи и политические контакты с остальной Украиной. Россия постарается  также избегать любых значительных военных действий, направленных на подрыв прозападных правительств Молдовы и Грузии, но и в дальнейшем будет продолжать использовать оппозиционные силы, протесты и существующую военное присутствие в самопровозглашенных территориях для сохранения давления на эти страны.

В то же время Запад, скорее всего, будет воздерживаться от действий, которые увеличат риск довести Россию - огромное государство с ядерным оружием, до крайности. Европейцы, в частности, не хотят видеть развал России, учитывая потенциальное воздействие этого события на их собственные экономики и безопасности. Европейский Союз вряд ли существенно усилит санкции против России в этом году, разве что при больших просчетах с обеих сторон. Нынешние приняты Европейские санкции потеряют силу в течение года, а их продолжение потребует согласования всех 28 государств-членов ЕС. Таким образом, смягчение более реальное, чем расширение или усиление текущих санкций. Россия будет внимательно следить за этими сроками и, соответственно, сдерживать свое поведение, чтобы обеспечить достаточно европейской поддержки для нейтрализации санкций, даже если сторонники жесткой линии, такие как Польша и Прибалтика, продолжит бороться за продолжение этого экономического давления.

На фронте безопасности НАТО в Центральной и Восточной Европе вряд ли пойдет дальше за пределы ротационных тренировок и развертывания противоракетной обороны, которая уже была запланирована. В то же время, Украина, Молдова и Грузия не будут допущены в военный альянс, хотя США может усилить двустороннюю военную помощь, включая потенциальную продажу оружия этим странам. США также возможно использования стратегических систем вооружений, таких как ракеты большой дальности и ядерного оружия, для демонстрации своей силы в ущерб существующим договоренностям времен Холодной войны. Впрочем, такая опасность останется риторическим, поскольку Европа будет противостоять увеличению масштабов развертывания таких систем вооружения на континенте.

Россия изо всех сил борется экономически и политически

Санкции - это лишь часть беды российской экономики. Низкий уровень цен на нефть и последствия противоречий в отношениях с Западом для российского инвестиционного климата, превратит российскую экономику на одну из самых больших проблем Москвы в 2015 году, создавая социальный и политическое давление на Кремль. Российская экономика в условиях рыночной истерии будет продолжать сокращаться в 2015 году, однако не опустится до уровня кризиса 1998 года.

Россия официально вступит в рецессию в 2015 году, поскольку инфляция вырастет до двузначного числа, иностранные инвестиии останутся небольшими, зато вывод капитала существенным. Со снижением цен на нефть, российский рубль будет продолжать ослабевать, его цена будет меняться хаотично. Кроме того, крупные российские фирмы, в том числе энергетические, банковские и промышленные компании  будут иметь ограниченный доступ к кредитным ресурсам и иметь дело с растущими долгами.

Согласно с нынешним правительственным бюджетом России, который базируется на нефти по цене $ 80 за баррель, Россия видимо попадет в финансовый кризис, разве что Москва введет сокращение государственных расходов и снимет крупные суммы из наличных резервов. Резервов у России примерно $ 400 млрд. России придется определиться с приоритетами для финансовой помощи многим стратегическим государственным предприятиям и банкам, таким как Роснефть, Новатэк, ВТБ Банк и Сбербанк. Социальные расходы бюджета будут ключевыми для Москвы, поскольку она будет пытаться смягчить социальное бремя от рецессии, например увеличение инфляции и высокий уровень безработицы, посредством субсидирования цен на бензин или лимитирование цен на продукты питания. Неблагоприятная экономическая ситуация, скорее всего, спровоцирует демонстрации по всей России, хотя правительство сможет сдержать волнения.

Россия умеренно увеличит расходы на оборону в этом году, но отсрочит свою грандиозную программу перевооружения до определенного момента после 2015 года. Это позволит Москве сохранить свою нынешнее военное присутствие и проекты в бывшей Советской периферии, но долгосрочная модернизация Россией ее военного и оборонного сектора будет отложена до поры до времени.

В условиях экономических неприятностей России и ее противостояние с Западом, разногласия среди представителей кремлевской элиты о том, как решать различные кризиса в государстве, станут еще существеннее. Спад экономики означает, что Кремлевские властные круги будут меньше финансовых ресурсов, из которых можно черпать для своих собственных кланов и компаний. Кроме того, президент России Владимир Путин будет иметь дело с растущим давлением со стороны многих олигархов, чьи компании и состояния испытывают резких сокращений. Вместе с тем, Кремль вместо олигархов и подавляющего большинства частного сектора будет в основном фокусироваться на элите и компаниях в сфере энергетики и банковского дела, как Роснефть, Новатэк, Сбербанк, ВТБ. Растущая конкуренция среди элит заставит Путина тратить больше времени на решение споров, хотя с другой стороны это позволит держать конкурирующие кланы сосредоточенными друг на друге, а не на российском лидере, позволяя Путину решить любые потенциальные испытания для его правления в этом году.

Внутренние испытания Украине

Как и Россия, Украина будет иметь дело со значительными экономическими проблемами в этом году. С падением валового внутреннего продукта на 7,5% в 2014 году и нынешним сепаратистским конфликтом в Восточной Украине, Киев вступает в 2015 год с значительным экономическим и финансовым бременем. Однако иностранная финансовая помощи, скорее всего, будет держать Украину на плаву в этом году. Международный валютный фонд и иностранные правительства полностью выполнят свои текущие обязательства и предоставят дополнительную финансовую помощь Украине в случае необходимости. Такая помощь будет требовать реализации новых существенных мер жесткой экономии, в том числе уменьшение дотаций и социальных расходов, которые приведут к определенным акций протеста. Слабая экономика Украины и нестабильная политическая ситуация позволит России влиять на Украину в таких сферах, как энергетика, торговля и безопасность, хотя, в общем, Киев вероятно сохранит экономическую и политическую ориентацию на запад.

Украине также предстоит встретиться с более сложными проблемами в сфере внутренней безопасности, поскольку ультра-правые и националистические группы будут пытаться давить на власть протестами. Некоторые вооруженные ультраправые группы, которые воевали в восточной Украине будут оставаться активными на территории всего государства. С другой стороны, пророссийские группы, скорее всего для начнут террористические атаки в городах Украины, таких как Харьков, Одесса и Мариуполь, хотя эти атаки будут ограничены в масштабах и эффективности.

На энергетическом фронте, соглашение, которое Киев и Москва достигли в конце 2014 года для восстановления импорта природного газа из России, будет продолжена на первое полугодие в 2015 году для того, чтобы избежать большого дефицита энергоносителей в Украину в течение зимы. Впрочем, периодические отключения могут иметь место позднее в этом году, когда обе стороны будут вести переговоры по долгосрочному соглашению по природному газу и транзиту. Масштабные отключения, которые будет иметь влияние на Европу, мало вероятно в 2015 году.

В сфере внешней политики, Украина будет принимать меры по дальнейшей интеграции в Европейский Союз в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Киев будет стремиться к активизации сотрудничества с НАТО и отдельными армиями стран НАТО. Впрочем, членство Украины в ЕС и НАТО не будет рассматриваться. Малоактивный замороженный конфликт с пророссийскими сепаратистами в Восточной Украине будет в дальнейшем продолжаться, но Украина не будет пытаться вернуть себе контроль над Крымом и самопровозглашенными республиками Донбасса с помощью военной силы.

Украинский кризис имеет региональное эхо

Последствия противостояния между Россией и Западом из-за Украины будут продолжаться распространяться по всей бывшей советской периферии.

На фоне длительных усилий Украины, Молдовы и Грузии сблизиться с западом, Россия начала 1 января Евразийский союз с Беларусью, Казахстаном и Арменией, и планируется, что в середине года присоединиться Кыргызстан. Эта инициатива усилит интеграцию в сфере экономики и безопасности между Россией и этими странами. Другие страны-члены Евразийского союза будут испытывать негативные последствия экономического кризиса в России через свою зависимость от России и их интеграцию с Россией в таких сферах, как торговля, денежные переводы и валютная привязка. Эта экономическая слабость вероятно приведет к протестам и социальным беспорядкам. Беларусь, в частности, будет стремиться завязать более тесные экономические связи с Европой, но также поддерживать мощные отношения в сфере безопасности и военного дела с Россией.

Страны Балтии увеличат свои усилия для диверсификации поставок энергоносителей из России, в первую очередь благодаря региональным трубопроводам и терминала сжиженного природного газа в Литве. Большая независимость от поставок российских энергоносителей даст им больше пространства для политических маневров в отношения Москвы. НАТО в дальнейшем будет выполнять свои обязательства перед странами Балтии по полу-постоянных ротаций войск и военных тренировок, но они не будут слишком расширены. Пророссийские демонстрации и события будут беспокоить правительства стран Балтии, но они будут не более чем раздражением, чем серьезной угрозой стабильности.

На Кавказе Грузия встретится с повышением политической нестабильности, поскольку правящая партия «Грузинская мечта» переживает внутреннее разделение, хотя это не сместит общее стремление страны к интеграции в ЕС и НАТО. В то время как Россия будет больше сфокусирована на внутренних и экономических вопросах и, таким образом, менее вероятно вмешиваться в столкновения по поводу Нагорного Карабаха, Азербайджан попытается обжаловать статус-кво конфликта с Арменией и будет наблюдаться большая военная активность на фронтовой линии. Хотя следует ожидать повышения боевой активности на границе, полномасштабный военный конфликт с втягиванием более крупных соседей вряд ли возможен.

Постепенное обострение противоречий стало уже привычным делом в Центральной Азии за последние несколько лет, хотя 2015 может стать свидетелем прекращения этого напряжения.

Эффективное поисковое продвижение сайтов в Яндексе и Google.
: